Секция № 5 «Продуктовизация»

456 просмотров

Как вывести внутреннее ИТ-решение на внешний рынок — главный вопрос, который участники обсуждали в рамках секции «Продуктовизация». Как правило, внутрикорпоративным проектам сложно стать востребованными внешними решениями. И на это влияет множество факторов: бюрократия материнских компаний, сложности в выстраивании динамических процессов и тестировании, отсутствие экспертизы и продуктовой насмотренности. Но успешые кейсы есть, как сделать так, чтобы продукт стал успешным, поговорили на секции. 

«Многие компании хотят стать вендорами ПО, около 70% занимаются разработкой ПО для внутренней оптимизации, а треть из них хочет, чтобы продукт стал бизнесом», — отметил Тагир Яппаров (SL Soft, Директор). 

Когда компания принимает решение о создании собственного продукта для внешнего рынка, первое, что нужно сделать — ответить на вопрос «Какими должны быть критерии успешности и неуспешности продукта на разных стадиях?». Без объективного ответа на этот вопрос компания начинает полагаться на видение сотрудников, интуицию и другие субъективные факторы. 

«На первом этапе необходимо понять значимость продукта для компании. У многих возникают большие иллюзии, что мы сейчас что-то сделаем, заработаем на этом решении, но зачастую так не происходит», — поделился Евгений Абакумов (РОСАТОМ, Директор по информационной инфраструктуре). Также у продукта должна быть стратегия: внутренние проекты часто строятся от возможностей компании, а не от реальных потребностей бизнеса, бывает так, что новый продукт не нужен рынку. «Я часто встречаюсь с тем, что команда говорит: «У нас есть продукт», а потом оказывается, что затраты на доработку продукта под потребности рынка превышают создание нового продукта», — добавил Евгений. С тем, что продуктовые команды должны быть клиентоориентированными согласны и другие спикеры: «Глобальные вендоры более клиентоориентированные — они вкладывают деньги, усилия и время не только в технологическую часть. У российских продуктовых команд есть такая особенность — сосредоточиться на технологической части, и получается парадокс: команда хорошо разбирается в технологии, а дальше провал. Продуктовизация — это не технологическая задача, а бизнес-задача», — сказал Тагир Яппаров (SL Soft, Директор). 

Константин Ващенков (ХИ-КВАДРАТ, Технический директор) также согласен, что при разработке внутреннего продукта с потенциалом на внешний рынок важна полезность этого продукта. «Когда мы превращаем идею в цифровой продукт, на начальном этапе нужно проверить гипотезы: а действительно ли это нужно? И сначала нужно сделать минимально жизнеспособный продукт», — отметил Константин. 

«Внешний рынок более суров и требователен к продукту. У компании должна быть реализована поддержка пользователей, разработана маркетинговая стратегия, а также техническая способность адаптировать продукт под разные кейсы», — рассказал Илья Забелин (DAU/MAU, Руководитель продуктового бюро). Еще один важнейший фактор при запуске продукта — сильная команда с компетенциями в развитии продуктов, мотивацией и предпринимательским духом. «Мой опыт показывает, что у команды должен быть человек, который двигает проект вперед. У владельца продукта и команды должны гореть глаза, они сами должны хотеть продуктовизировать свои решения», — считает Павел Гудков (Фонд содействия инновациям, Заместитель генерального директора). Важность команды отметила и Юлия Петрова (Северсталь — ЦЕС, Руководитель Офиса цифровых продуктов). Дело в том, что не все хорошие исполнители могут стать владельцами продуктов, для этого нужны продуктовые навыки и экспертиза: «Наличие продуктовой экспертизы в команде является критическим фактором для создания успешного продукта», — подчеркнула Юлия. 

Перед тем, как начать делать свой продукт для рынка, Илья Забелин рекомендует: «Задайте себе вопрос: а что вы хотите получить от продуктовизации, зачем она вам?». Чтобы найти и проработать перспективные гипотезы роста, нужно провести анализ рынка, сформировать стратегию выхода на рынок, а после запуска продолжать совершенствоваться — наращивать компетенции, экспертизу, отслеживать изменения рынка и адаптировать продукт к ним.