Секция № 3 «Промышленность и импортозамещение»

635 просмотров

Россия активно налаживает процессы импортозамещения с 2014 года. Однако даже «генеральная репетиция» девятилетней давности отличается кардинально от сегодняшних реалий. Как накопленный потенциал помогает в процессе импортозамещения, с какими проблемами сталкиваются промышленные предприятия, стоит ли искать решения у отечественных вендоров или лучше разрабатывать продукты самостоятельно — об этом дискутировали участники секции.

Импортозамещение в промышленности — особенное, у многих компаний нет возможности «переждать», им нужно искать решение здесь и сейчас. Как отметил ведущий секции Кирилл Дубчак (Русклимат, Заместитель генерального директора по ИТ и цифровой трансформации): «Задача не просто выжить, а еще и развиваться. И на Конгрессе мы собрались, чтобы обсудить кейсы и за короткое время получить нужный опыт в сложном вопросе импортозамещения».

Процесс перехода на отечественные решения для многих компаний — сложная история, и чем крупнее компания — тем сложнее. Глеб Лигачев (СО ЕЭС, Директор по информационным технологиям) отметил, что отчасти это связано с нерациональным расходованием ресурсов: «Вместо 2-3-х систем, мы создаем десятки. Условно, компания имеет 36 ИТ-решений, и каждая система уродлива по-своему». Многие отечественные разработки, по опыту Глеба, не реализуют тот функционал, который заявлен. При этом то, что есть становится дороже: «Мы наблюдаем драматический рост цен, причем не только на ПО, но и железо», — подчеркнул Глеб.

В ценовом вопросе Глеба поддержал Дмитрий Лосев (IEK Group, Директор по информационным технологиям): «Мы видим, что, наступив на грабли импортозамещения, многие понимают, что лучше использовать open source, чем решения российских вендоров. Российские вендоры настроены на госсектор, поэтому ценник на их разработки космический». Рассказывая о собственном опыте Дмитрий отметил: «Пять лет назад меня не угораздило «наступить» на SAP, но мы «вляпались» в другие западные решения. И не каждый российский производитель готов заместить эти системы. Некоторые системы мы делаем сами, например, систему диспетчеризации».  

У Станислава Ромащева (Ижевский завод тепловой техники, Заместитель генерального директора по цифровой трансформации) похожий опыт с Дмитрием: его компания выбрала отечественную АСУ ТП, но в экстренном режиме заменяла ERP-систему. На импортозамещение Станислав в целом смотрит позитивно: «Хотелось бы подождать, когда все уляжется, но улечься может так, что и бизнеса не останется. Поэтому нужно двигаться вперед».

Антон Кулаев (Райтек ДТГ, Управляющий партнер) отметил, что при поиске отечественного решения заказчикам необходимо взаимодействовать с интеграторами, так как именно интеграторы хорошо ориентируются в ландшафте отрасли и могут помочь с переходом на такое решение, которое максимально отвечает масштабу компании, отрасли и ее стратегии развития: «Ключевая задача — правильно сконфигурировать системы, компания не должна потерять в автоматизации».   

По мнению Вадима Подольного (Клуб 4CIO, Член Совета клуба) первостепенная задача компаний — наладить процессы: «По моей статистике во многих российских предприятиях все не только автоматизировано, но и переавтоматизировано. Жизненный цикл сотрудника в среднем составляет три года, а средний срок полной автоматизации проекта — семь лет. За семь на половине предприятий поменяется ИТ-директор, который свернет старые проекты, начнет новые. Так получаются «зоопарки», которыми сложно управлять и с которыми сложно развиваться дальше».

Тем не менее, каким бы сложным, финансово и энергозатратным ни был процесс цифровой трансформации, продолжать его стоит уверен Вадим Нафталь (САТЕЛ, Директор по автоматизации производственных процессов): «Если мы хотим выжить и пользоваться благами цифровой трансформации, ни в коем случае нельзя останавливаться. Стоит переходить на российские решения и развивать их функционал уже с учетом прошлых ошибок».

Успехи в импортозамещении в промышленном секторе определенно есть, хотя и нерешенных проблем еще много, как технологических, так и законодательных. Но рынок развивается, заказчики и вендоры идут на диалог и ищут оптимальные пути решения.